Высокопрочный крепеж

[Высокопрочный крепеж][bsummary]

Спецкрепеж

[Специальный Крепеж][bsummary]

Машиностроение

[Машиностроительный крепеж][bleft]

Саморезы

[Саморезы][bleft]

Глобальные проблемы метизной промышленности

Что было вчера

Метизы — соль и хлеб промышленности. Никакое поступательное движение в развитии отдельных отраслей — машиностроении, строительстве и транспортной — невозможно без качественных метизов, к которым относят продукцию четвёртого передела чёрной металлургии.

Введённые в строй ещё в советские времена метизные заводы России и сейчас создают основу 
отрасли. Были времена, когда тяжёлое положение в экономике, сложившееся в переходный к рыночным отношениям период, заставило большинство наших крупных метизных заводов искать пути, позволяющие сохранить если не весь, то хотя бы часть основного производственного потенциала. Данная проблема на некоторых предприятиях стала решаться за счёт организации на базе основного головного предприятия нескольких отдельных предприятий.

Минимизация накладных ресурсов, лучшая управляемость и гибкость новых образований, по мнению их руководителей, должны были помочь не только выжить, но впоследствии и успешно развиваться в новых условиях. На практике всё оказалось сложнее. Общезаводские службы, коммуникации, вся общезаводская структура явились для большинства участников камнем преткновения. В несколько лучших условиях оказались малые предприятия, организованные вновь на непрофильных «развалившихся» предприятиях, обладающих необходимой для функционирования метизного производства инфраструктурой.

Появление данных предприятий было предопределено новыми рыночными отношениями, которые возникали на фоне развала кооперационных связей, банкротства производителей. Полная независимость, возможность приобретения дешёвого оборудования, низкая арендная плата и относительно дешёвая рабочая сила позволили многим из них найти своё место на рынке и успешно работать в новых экономических условиях.

Кто основные изготовители?

Однако в настоящее время более 90 % общего объёма производства метизов сосредоточено на крупных предприятиях, входящих в группы компаний и холдинги ведущих металлургических комбинатов. Основной рынок метизов РФ поделён между пятью основными холдингами. Так крупнейшими из них, с годовым объёмом производства до 500 тыс. т метизов в год и более, являются: 

— «Мечел» с подконтрольными ему «Белорецким» меткомбинатом и «Вяртсильским» метзаводом, реализовавшим в 2012 году 606 тыс.т метизов с общей долей производства около 30% общероссийского рынка.

— «ММК-Метиз», объединяющий «Магнитогорский калибровочный» и «Метизно-металлургический» заводы с объёмом производства 493 тыс. т за 2012 год, что составляет 23% рынка.

— ОАО «Северсталь-метиз» в составе «Череповецкого», «Орловского сталепрокатного» и «Волгоградского сталепроволочно-метизного» заводов и завода «Днепрометиз» на Украине с долей около 20% рынка.

— «Евразхолдинг» с метизным производством «Западно-Сибирского меткомбината» с 6% долей рынка.

— Уральский дивизион НЛМК, включающий «Уральский завод прецинзионных сплавов», «Ревдинский» и «Нижнесергинский» метизно-металлургические заводы с долей около 14%.

Характерно, что у всех этих холдингов практически нет малых предприятий, тем более семейных. Не более 5 % производства метизов остаётся у отдельных метизных заводов, являющихся самостоятельными производственными единицами, к ним можно отнести ОАО «Солнечногорский завод металлических сеток ЛЕПСЕ», «Новосибирский метизный завод им. Кузьмина», ОАО «Этна», ОАО «Нормаль» и ОАО «БелЗан» (Белебеевский завод «Автонормаль»), из которых три последние являются крупнейшими производителями крепежа для отечественного автопрома. Так, объёмы производства крепежа для БелЗана за последние 3 – 4 года держатся в районе 40 – 45 тыс. т в год.

Кроме того, сохраняют производственные мощности и присутствуют на рынке «ведомственные» заводы — «Озерский метизно-механический», ОАО «Курганский метизный», ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей» и ряд других средних и малых метизных предприятий. 

О проблематике метизных производств

К сожалению, внутренний рынок потребления метизной продукции в последние годы изменился незначительно, основные потребители метизов не склонны внедрять новые технологии, а если это и происходит, то необходимую продукцию в небольших объёмах легче и дешевле купить по импорту, чем размещать заказы у российских производителей.

Отсутствующая нормативно-техническая документация— стандарты системы ISO, которая до сих пор находит недостаточное отражение в российских стандартах, трудности с получением качественного исходного металла, а также устаревший на 80% парк метизного оборудования, используемый под давно устаревшие технологии непреодолимой стеной встают между потенциальными потребителями и производителями метизной продукции.

По-прежнему основные объёмы производства составляет продукция с низкой добавленной стоимостью. Ярким примером служит ситуация, сложившаяся с обеспечением крепежом автосборочных предприятий, действующих на территории России. Прошло уже более десяти лет, как в РФ было создано одно из первых сборочных предприятий. Пробные партии крепежа, представленные нашими производителями, не смогли убедить руководство «Фордмотор компании Рус» в целесообразности его использования по ряду причин, из которых главные — качество и цена. Уровень качества, по требованиям «Форд» и других зарубежных автопроизводителей по дефектности, числу несоответствующих деталей на 1 млн штук, должен соответствовать ррm 50, в то время как показатель наших предприятий составляет ppm 300 – 500. И дело здесь не только в отсутствии на заводах необходимых средств контроля, но и в самом качестве используемого металла. У отечественного металла слишком большие «разбеги» по химсоставу, у импортного высокая стоимость, не позволяющая выполнять ценовые требования потребителя, при которых идёт её ежегодное снижение.

Данные условия распространяются и на другие виды метизов и крепежа, используемого в строительстве и машиностроении. Именно поэтому идут ценовые войны с демпингом на целый ряд метизной продукции. Пример — арматурная проволока ВР, когда изготовители продают арматуру по цене ниже стоимости катанки. К сожалению, для удержания конкурентоспособной цены и борьбы за рынок сбыта изготовителю приходится жертвовать качеством, что соответственно ведёт в итоге к потерям как со стороны изготовителя, так и потребителя. В руководстве управляющих компаний и отдельных заводов, конечно же, понимают необходимость в развитии — освоении новых видов продукции и поддержании на должном уровне существующего производства. Разрабатываются бизнес-планы по освоению новой продукции, оптимизации и техперевооружению существующих производств. Но планы — планами, а реалии стихийно создавшейся экономики в большинстве случаев ставят крест на планах. Слишком много переменных в формуле существования нашего странного рынка. Помимо периодически возникающих кризисов в мировой экономике, постоянно сменяющихся законов и правил, устанавливаемых государством,— ошибки, допускаемые руководством предприятий, приводят отрасль к очень плачевному состоянию. Зачастую, совершенно правильные, направленные на модернизацию производства решения оказываются, мягко говоря, малоэффективными. К примеру, целый ряд решений, направленных на освоение новых видов метизов и техперевооружение существующего производства, связанное с заменой устаревших волочильных станов на прямоточные и организацией производства железнодорожных клемм, оказались запоздалыми и крайне неэффективными. Можно войти в положение руководства, когда для поддержания существующих объёмов выпуска нужна замена уже полностью морально и физически устаревшего оборудования на новое, которое не производят в России, а выделяемых средств катастрофически мало. Отсюда поиск и приобретение бывшего в употреблении оборудования.

Так, закупленные у англичан прямоточные станы создали большие проблемы с их эксплуатацией и обслуживанием, что соответственно отразилось на эффективности их использования. Единственной альтернативой получения в тот период приемлемого по стоимости и качеству волочильного оборудования была организация совместного предприятия с ведущим немецким производителем подобного оборудования фирмы Wafios. К сожалению, по целому ряду причин, из которых большинство присущи именно российскому менталитету, данным замыслам не суждено было осуществиться. 

Пример успешного освоения нового производства 

Немало сил было затрачено специалистами «Гипрометиз» на то, чтобы убедить руководство «Череповецкого сталепрокатного завода» в целесообразности организации перспективных видов железнодорожного крепежа. Начиная с начала 90‑х годов, вместе с Октябрьской железной дорогой предпринимались попытки организации производства пружинных клемм и других видов крайне дефицитного железнодорожного крепежа. И вот только сейчас вводится в строй линия по производству пружинных клемм,— клемм, которые уже выпускаются целым рядом предприятий и с которыми придётся вести конкурентную борьбу за рынок сбыта.

Всё же силы, затраченные специалистами «Гипрометиз», не пропали даром. В середине 90‑х годов ОАО «Гипрометиз» удалось на правах генерального проектировщика «ЧСПЗ» убедить руководство Октябрьской железной дороги организовать в Череповце на принципе долевого участия выпуск путевых болтов и шурупов, клеммных закладных болтов с гайками, используя отечественное оборудование. В кратчайшие сроки, менее чем за год со дня выдачи изготовителю оборудования ОАО «РЗТКПО» («Рязанский завод тяжелого кузнечно — прессового оборудования») исходных требований на его разработку, были получены первые образцы продукции и запущены в опытно-промышленную эксплуатацию первые две автоматические линии производства клеммных и закладных болтов и гаек.

При этом проектирование нового производства на площадях существующего калибровочного цеха осуществлялось параллельно с его изготовлением. В итоге в выигрыше оказались все: и потребители в лице Октябрьской железной дороги, обеспечившей возможность полного удовлетворения своих потребностей в качественном крепеже пофиксированным ценам, и изготовители крепежа и оборудования, получившие выгодные заказы. Данная модель сотрудничества оказалась настолько успешной, что позволила в дальнейшем освоить дополнительно производство путевых шурупов и стыковых болтов повышенного класса прочности, с использованием оборудования, спроектированного и изготовленного в Рязани. В настоящее время производство железнодорожного крепежа является наиболее эффективным, обеспечивающим планомерную более глубокую переработку производимого калибровочным цехом металла.

Нерешённые задачи. Как с ними быть?

Так что не всё так безнадёжно, и возможности для достижения успехов в модернизации отрасли есть и немалые, особенно если изменить отношение руководителей предприятий к внедрению новых предлагаемых наукой технологических процессов. Даже созданное на базе новых технологий отечественное оборудование с трудом пробивает дорогу в массовое производство. Так, до настоящего времени не востребованы должным образом технология и оборудование, разработанные по программе государственного финансирования:

— Технология и оборудование плазменной обработки катанки и проволоки, позволяющая избавиться от травления и подготовки проволоки к волочению.

— Технология и оборудование плазменного нанесения покрытий на проволоку.

— Технология и оборудование термодиффузионного цинкования.

— Процессы термомеханического упрочнения проволоки с наноструктурированием поверхностного слоя.

— Технология и оборудование для механического удаления окалины с катанки.

В достижении основной цели, получении конкурентоспособной востребованной продукции важно объединить усилия и скоординировать работу всех заинтересованных сторон:

— Науки

— Оптовых продавцов метизов, способных влиять на формирование рынка и осуществлять обратную связь между потребителем и изготовителем

— Самих производителей

— Проектировщиков

— Потребителей, которые зачастую могут финансировать отдельные малые производства

Проведение маркетинговых исследований и логистических проработок наряду со специализированными фирмами может быть осуществлено совместно соответствующими подразделениями продавцов, проектировщиков, изготовителей и потребителей.

На основании полученных результатов по отдельным видам метизов специализированной проектной организацией осуществляется выполнение проектных работ:

— уточнение и выбор оптимального соотношения объёмов и номенклатуры выпускаемой продукции;

— выбор гибкого технологического процесса на базе многофункционального оборудования, исходя из условий соотношения цены, качества, возможностей по приобретению оборудования в лизинг или кредит;

— разработка мероприятий, обеспечивающих выпуск высококачественной сертифицированной продукции;

— выбор площадки и рациональное размещение оборудования на производственных площадях;

— решение вопросов с обеспечением производства основными и вспомогательными материалами, инструментом и ремонтными услугами;

— определение структуры предприятия и возможных кооперативных связей;

— определение затрат и окупаемости вложений, себестоимости продукции, схем финансирования и возможностей кредитования.

По нашему мнению, наиболее актуальной является организация малых предприятий, которые могут и должны являться точками роста в метизной промышленности при непосредственном участии наших крупных холдингов.

При этом в каждом конкретном случае в зависимости от специфики организуемого малого производства, региона, где оно будет размещено, должна определяться и форма участия головного предприятия. В последнее время в продвижении идеи создания малых предприятий, организации новых производств и решения всего комплекса возникающих организационных вопросов, от финансирования до поставки оборудования, участвует ассоциация «РосМетиз». При технической поддержке «РосМетиза» был организован целый ряд производств, начиная с гвоздей — на «Запсибе», крепежа и арматуры — в Белгороде, и заканчивая производством высококачественной микропроволоки — в Москве.

Для планомерного развития металлургии в 2006 году Министерством экономического развития была разработана и принята правительственная программа «Стратегия развития металлургии до 2015 года», которая соответственно сочеталась с подобными же стратегиями по отдельным отраслям — машиностроению, энергетике, железнодорожному транспорту и автомобильной промышленности. К сожалению, проблемы и все негативные тенденции в металлургии присущи и метизной отрасли. За прошедшее с момента принятия стратегических направлений развития время так и не удалось решить целый ряд таких проблем:

— Изношенность основных промышленно-производственных фондов.

— Низкий уровень производительности труда и обеспечения производства высококвалифицированными кадрами.

— Отсутствие научно-технической базы.

— Отсутствие инновационной направленности в развитии, разработке и внедрении новых технологий.

— Низкая конкурентная способность выпускаемой продукции.

— Ограниченное количество малых и средних предприятий, производящих расширенную номенклатуру метизных изделий.

— Высокая энергозатратность.

— Отсутствие гармонизации большинства российских и зарубежных стандартов.

— Отсутствие отечественного машиностроения, способного производить качественно новое метизное оборудование.

Основываясь на опыте прошедших двадцати лет можно констатировать, что для планомерного поступательного движения и развития производства метизов необходима, прежде всего, координация усилий и связь научных учреждений с предприятиями внутри отрасли при их взаимодействии на основе долгосрочных планов со смежными отраслями и потребителями метизной продукции.

Разработка стратегического плана развития отрасли может быть осуществлена созданием, при участии МинЭкономразвития, координационного центра с привлечением к его работе организаций, представляющих интересы:

— крупных предприятий в лице ассоциации «Промметиз»;

— малых предприятий и трейдеров в лице ассоциации «РосМетиз»;

— науки — «ЦНИИЧермет»;

— проектных организаций в лице ОАО «Ленгипромез».

Только объединением усилий всех заинтересованных сторон, при условии государственной поддержки в разработке и принятии законов для стимулирования бизнеса и государственно-частного партнёрства возможно сохранение и развитие метизной отрасли.